Математика на Олимпийских играх |
В феврале 2014 года в городе Сочи
пройдут XXII зимние
Олимпийские игры. Зимняя Олимпиада на территории нашей страны будет проводиться
впервые, поэтому нужно использовать эту уникальную возможность для привития интереса
учащихся к спорту, для воспитания у них патриотизма и чувства гордости за свою
страну, рассказать о достижениях наших спортсменов и призвать болеть за нашу
сборную команду на предстоящих соревнованиях. В помощь учителю предлагаю
комплект материалов для организации и проведения занятий по теме: «Математика
на Олимпийских играх»
ОТЗЫВЫ О МАТЕРИАЛАХ см. в конце страницы
Только для учителей!!
ВСЕ ОТВЕТЫ к заданиям
можно запросить по электронной почте:
gorinalw@yandex.ru
ОТЗЫВЫ О МАТЕРИАЛАХ см. в конце страницы
Только для учителей!!
ВСЕ ОТВЕТЫ к заданиям
можно запросить по электронной почте:
gorinalw@yandex.ru
В кабинет математики: на стенд Материал для размещения на стендах в кабинете математики должен быть универсален, он должен заинтересовать всех учащихся: пятиклассников и десятиклассников, сильных и слабых, ленивых и трудолюбивых. Учащиеся подходят к стендам во время перемены, поэтому предлагаемые задания не должны отпугнуть их своей сложностью и скучностью. Большинство заданий рассчитано на устное выполнение. Например, для страницы, посвященной Международному Олимпийскому комитету, используется таблица умножения, а это значит, что любой ученик (в том числе и из начальной школы) сможет его выполнить и узнать зашифрованные имена президентов МОК. Если же взять сложные примеры, то количество желающих резко уменьшится. Типы заданий, подготовленных для стендов, аналогичны тем, с которыми учащимся предстоит работать на занятиях, поэтому хорошо, если они познакомятся с ними заранее. Чтобы поддерживать постоянный интерес учащихся к Олимпийским играм, стенды нужно периодически обновлять, поэтому не надо вывешивать сразу всё, что подготовлено, лучше установить очередность. |
№ | материал для стендов | скачать | |
1 |
| S | |
2 | «Олимпийский флаг» – букворды по теме: «Натуральные числа: порядок действий», с помощью которых учащиеся узнают, что символизируют пять олимпийских колец. | S | |
3 |
«Международный Олимпийский комитет» - задания для устного счета по теме: «Таблица умножения». С помощью этих заданий учащиеся познакомятся с людьми, внесшими большой вклад в развитие международного олимпийского движения. | S | |
4 |
«История проведения зимних Олимпийских игр» -; информационный материал,по которому предлагается небольшая аналитическая работа. На занятиях этот материал можно будет использовать при выполнении некоторых заданий | S | |
5 |
«Как правильно читать спортивное время» - информационно-обучающий материал, который облегчит восприятие некоторых заданий, связанных с результатами спортсменов | S | |
6 |
"Даты, даты, даты..." - цепочка вычислений, содержащая только сложение и вычитание натуральных чисел. По ходу дистанции помещены картинки, обозначающие все 15 видов спортивных дисциплин | S | |
7 |
«СОЧИ-2014. Календарь соревнований» - информация о датах проведения соревнований по каждому виду спорта на Олимпиаде в Сочи. Этот материал будет полезен учащимся, которые в результате работы, организованной учителем математики, заинтересуются Олимпийскими играми или каким-то отдельным видом спорта и будут болеть за наших спортсменов, следить за результатами российской сборной. Используя этот календарь, учитель может каждый день акцентировать внимание учащихся на том, какие соревнования пройдут сегодня и обсуждать победы, которые были вчера. Календарь соревнований позволит всем некоторое время жить в ритме Олимпиады. Скачать календарь можно по адресу http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Events/Sochi2014/calendar , а здесь я привожу его для целостности восприятия блока материалов «В кабинет математики: на стенд» | S |
Материал для вводной части урока (кружкового занятия, внеклассного мероприятия и т.п.) «Виды спорта на XXII зимних Олимпийских играх» - вычислительная разминка через букворды. С помощью буквордов происходит знакомство учащихся со всеми семью видами спорта, входящими в программу зимних Олимпийских игр. Этот материал содержит примеры на вычисление по теме: «Действия с натуральными числами» и предназначен для организации работы во всех классах с 5 по 11. Работать с данным материалом можно
по-разному: - решать всем классом (кто вперёд решит – озвучивает ответ); - разделить класс на 7 групп (по количеству видов спорта); - приготовить индивидуальные карточки (кому что достанется) Представленные карточки являются разноуровневыми, поэтому при индивидуальной работе возможен дифференцированный подход. Для определения степени сложности заданий ориентироваться можно по ответам - трёхзначным, четырехзначным или пятизначным числам. | скачать S |
Материал для основной части урока После знакомства учащихся со всеми семью видами спорта, нужно будет сделать переход к основной части урока (занятия). Например, сказать: «Сегодня мы с вами более подробно поговорим о …» и далее идет название вида спорта, определенного для данного класса. В приведенной ниже таблице представлено мое распределение видов спорта по классам, но каждый учитель может действовать по своему усмотрению, внеся корректировки в некоторые задания.
Раздаточный материал для каждого
класса содержит краткую информацию об одном из видов спорта, которую при
желании каждый учитель может расширить, и математические задания для
выполнения, составленные на основе достоверной информации об этом виде спорта. Все задания рассчитаны на то, чтобы вызвать интерес к информации, использованной при их составлении и побудить учащихся познакомиться с ней или видом спорта, к которому она относится, более подробно Последовательность заданий, представленных в раздаточном материале, каждый учитель может изменить по своему усмотрению, можно выбрать и использовать для занятий только некоторые из предложенных заданий. Для удобства работы с материалом ко всем заданиям приведены ответы. Типы заданий:
пояснения и комментарии 1. Даты, даты … .Этот блок содержит задания с числами, в результате выполнения которых
должна будет получиться дата, имеющая отношение к какому-то определенному виду
спорта.2. Олимпийский словарь.Этот блок служит для расширения кругозора учащихся и пополнения их словарного запаса спортивными терминами, некоторые из которых будут использоваться в последующих заданиях. В качестве математических заданий для этого блока используются уравнения, тип которых зависит от класса и вида спорта, выбранного для него. 3. Задания, связанные с обработкой информации(изучение спортивных сведений, протоколов соревнований и другой документации). Этот блок содержит задания из серии «Реальная математика», направленные на анализ и обработку различных спортивных данных. Этот вид работы очень востребован в настоящее время, такого типа задания включают в ЕГЭ и ГИА, они актуальны в связи с внедрением в школах нового ФГОС. Все документы, необходимые для выполнения аналитической работы, содержатся в самих заданиях или в приложении к ним. 4. Различные задания, составленные на основе достоверной информации о каком-то определенном виде спорта и подходящие по тематике и уровню для соответствующего класса. |
класс | раздаточный материал | скачать |
5 | Раздаточный материал для учащихся 5 класса. Вид спорта - хоккей на льду | S |
6 | Раздаточный материал для учащихся 6 класса. Вид спорта - кёрлинг | S |
7 | Раздаточный материал для учащихся 7 класса. Вид спорта - биатлон | S |
8 | Раздаточный материал для учащихся 8 класса. Вид спорта - бобслей | S |
9 | Раздаточный материал для учащихся 9 класса. Вид спорта - лыжный | S |
10 | Раздаточный материал для учащихся 10 класса. Вид спорта - санный | S |
11 | Раздаточный материал для учащихся 11 класса. Вид спорта - конькобежный | S |
Материал для заключительной части урока (занятия) Для заключительной части урока (занятия) предлагаю индивидуальные карточки для устной работы, оформленные в виде закладок серии «Знаменитые спортсмены». Такая форма выбрана не случайно, именно эти карточки учащиеся смогут оставить себе на память о прошедшем занятии. Для закладок серии «Знаменитые спортсмены» каждый учитель может выбрать героев спорта по своему усмотрению, а буквы в таблице с заданиями просто поменять. Например, для учащихся 7 класса (вид спорта – биатлон) я выбрала двукратного Олимпийского чемпиона Сергея Чепикова, потому что он – наш земляк Темы для устной работы в закладках серии «Знаменитые спортсмены» смотрите ниже в таблице |
класс | Серия "Знаменитые спортсмены" - материал для устной работы | скачать |
5 | Тема "Действия с натуральными числами" Ответы. Владислав Третьяк, Валерий Харламов, Вячеслав Фетисов | S |
6 | Тема "Действия с десятичными
дробями" Ответы. Анна Сидорова, Людмила Прививкова, Андрей Дроздов | S |
7 | Тема "Действия с рациональными числами" Ответы. Уле Эйнар Бьёрндален, Ольга Зайцева, Сергей Чепиков | S |
8 | Тема "Квадратный
корень" Ответы. Дмитрий Труненков, Александр Третьяков, Алексей Воевода | S |
9 | Тема "Степени и корни" Ответы. Любовь Егорова, Лариса Лазутина, Екатерина Илюхина | S |
10 | Тема "Логарифмические выражения" Ответы. Вера Зозуля, Екатерина Лаврентьева, Альберт Демченко | S |
11 | Тема "Значения тригонометрических функций" Ответы. Лидия Скобелева, Ирина Роднина, Татьяна Аверина | S |
Материал для домашней работы Для домашнего задания предлагаю карточки, оформленные в виде
закладок серии «Талисманы XXII зимних Олимпийских игр». Каждый ученик может выбрать себе карточку с
понравившимся ему талисманом, выполнить домашнее задание и оставить карточку на
память.
Принцип составления карточек. № 1 – задание на вычисление, ответом которого является число, обозначающее одну из дат проведения зимних Олимпийских игр (распределение дат по классам и по вариантам см. ниже в таблице). После того, как ответ примера будет получен, учащимся предлагается собрать информацию об играх, состоявшихся в этот год, подготовить рассказ о них для своих одноклассников и оформить материал для размещения на стенде или сделать презентацию. № 2 – задание, посвященное виду спорта, который подробно рассматривался в другом классе. Эти задания просто взяты из раздаточного материала, сформированного для каждого вида спорта, поэтому ответы и комментарии можно посмотреть там же. |
класс | Серия "Талисманы XXII зимних Олимпийских игр" - материал для домашней работы | скачать |
5 | Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1924; 1928; 1932 | S |
6 | Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1936; 1948; 1952 | S |
7 | Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1956; 1960; 1964 | S |
8 | Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1968; 1972; 1976 | S |
9 | Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1980; 1984; 1988 | S |
10 | Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1992; 1994; 1998 | S |
11 | Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 2002; 2006; 2010 | S |
Отзывы (последние)
15.02.14. Басурина И., г.Москва
Лариса Владимировна! Спасибо Вам за проделанную работу и такой интересный материал, который помогает всем учителям России. Мы, учителя математики г. Москвы, гимназии №1590, решили воспользоваться Вашим материалом из серии "Математика на Олимпийских играх" на предметной неделе 17.02-23.02. Спасибо, и низкий Вам поклон за Ваш нелегкий труд!!!
14.02.14. Кравченко О.В.
Уважаемая Лариса Владимировна, здравствуйте. Последние два года черпаю у Вас вдохновение. Ваши "наработки" просто клад для учителя математики. СПАСИБО за очередные подсказки к сочинской олимпиаде. Низкий Вам поклон и благодарность. Желаю Вам здоровья и творческих успехов!
И еще некоторые ... »»»»»»»»
15.02.14. Басурина И., г.Москва
Лариса Владимировна! Спасибо Вам за проделанную работу и такой интересный материал, который помогает всем учителям России. Мы, учителя математики г. Москвы, гимназии №1590, решили воспользоваться Вашим материалом из серии "Математика на Олимпийских играх" на предметной неделе 17.02-23.02. Спасибо, и низкий Вам поклон за Ваш нелегкий труд!!!
14.02.14. Кравченко О.В.
Уважаемая Лариса Владимировна, здравствуйте. Последние два года черпаю у Вас вдохновение. Ваши "наработки" просто клад для учителя математики. СПАСИБО за очередные подсказки к сочинской олимпиаде. Низкий Вам поклон и благодарность. Желаю Вам здоровья и творческих успехов!
И еще некоторые ... »»»»»»»»