|
| Математика на Олимпийских играх
|
В феврале 2014 года в городе Сочи
пройдут XXII зимние
Олимпийские игры. Зимняя Олимпиада на территории нашей страны будет проводиться
впервые, поэтому нужно использовать эту уникальную возможность для привития интереса
учащихся к спорту, для воспитания у них патриотизма и чувства гордости за свою
страну, рассказать о достижениях наших спортсменов и призвать болеть за нашу
сборную команду на предстоящих соревнованиях. В помощь учителю предлагаю
комплект материалов для организации и проведения занятий по теме: «Математика
на Олимпийских играх»
ОТЗЫВЫ О МАТЕРИАЛАХ см. в конце страницы Только для учителей!! ВСЕ ОТВЕТЫ к заданиям можно запросить по электронной почте: gorinalw@yandex.ru
В кабинет математики: на стенд Материал для размещения на
стендах в кабинете математики должен быть универсален, он должен заинтересовать
всех учащихся: пятиклассников и десятиклассников, сильных и слабых, ленивых и
трудолюбивых. Учащиеся подходят к стендам во время перемены, поэтому предлагаемые
задания не должны отпугнуть их своей сложностью и скучностью. Большинство
заданий рассчитано на устное выполнение. Например, для страницы, посвященной Международному
Олимпийскому комитету, используется таблица умножения, а это значит, что любой
ученик (в том числе и из начальной школы) сможет его выполнить и узнать
зашифрованные имена президентов МОК. Если же взять сложные примеры, то
количество желающих резко уменьшится. Типы
заданий, подготовленных для стендов, аналогичны тем, с которыми учащимся
предстоит работать на занятиях, поэтому хорошо, если они познакомятся с ними
заранее.
Чтобы поддерживать постоянный интерес
учащихся к Олимпийским играм, стенды нужно периодически обновлять, поэтому не
надо вывешивать сразу всё, что подготовлено, лучше установить очередность.
|
№
| материал для стендов
| скачать PDF
| 1
| «Математика на Олимпийских играх» -
математические задания, составленные на основе информации о XXII зимних Олимпийских играх.
|
| S
| 2
| «Олимпийский флаг» – букворды по теме:
«Натуральные числа: порядок действий», с помощью которых учащиеся узнают, что
символизируют пять олимпийских колец. | S
|
3
|
«Международный Олимпийский комитет» -
задания для устного счета по теме: «Таблица умножения». С помощью этих заданий учащиеся познакомятся с людьми, внесшими большой вклад в развитие международного олимпийского движения. |
S
|
4
|
«История проведения зимних Олимпийских игр» -; информационный материал,по которому предлагается небольшая аналитическая работа. На занятиях этот материал можно будет использовать при выполнении некоторых заданий |
S
|
5
|
«Как правильно читать спортивное время» - информационно-обучающий материал, который облегчит восприятие некоторых заданий, связанных с результатами спортсменов |
S
|
6
|
"Даты, даты, даты..." - цепочка вычислений, содержащая только сложение и
вычитание натуральных чисел. По ходу дистанции помещены картинки, обозначающие
все 15 видов спортивных дисциплин |
S
|
7
|
«СОЧИ-2014. Календарь соревнований» - информация о датах проведения соревнований по каждому виду спорта на Олимпиаде в Сочи. Этот материал будет полезен учащимся, которые в результате работы, организованной учителем математики, заинтересуются Олимпийскими играми или каким-то отдельным видом спорта и будут болеть за наших спортсменов, следить за результатами российской сборной. Используя этот календарь, учитель может каждый день акцентировать внимание учащихся на том, какие соревнования пройдут сегодня и обсуждать победы, которые были вчера. Календарь соревнований позволит всем некоторое время жить в ритме Олимпиады. Скачать календарь можно по адресу http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Events/Sochi2014/calendar , а здесь я привожу его для целостности восприятия блока материалов «В кабинет математики: на стенд» |
S
|
Материал для вводной части урока (кружкового занятия, внеклассного мероприятия и т.п.) «Виды спорта на XXII зимних Олимпийских играх» - вычислительная разминка
через букворды. С помощью буквордов происходит знакомство учащихся со всеми
семью видами спорта, входящими в программу зимних Олимпийских игр. Этот
материал содержит примеры на вычисление по теме: «Действия с натуральными
числами» и предназначен для организации работы во всех классах с 5 по 11.
Работать с данным материалом можно
по-разному: - решать всем классом (кто вперёд
решит – озвучивает ответ); - разделить класс на 7 групп (по
количеству видов спорта); - приготовить индивидуальные
карточки (кому что достанется) Представленные карточки являются
разноуровневыми, поэтому при индивидуальной работе возможен дифференцированный
подход. Для определения степени сложности заданий ориентироваться можно по
ответам - трёхзначным, четырехзначным или пятизначным числам. | скачать
S
|
Материал для основной части урока После знакомства учащихся со
всеми семью видами спорта, нужно будет
сделать переход к основной части урока
(занятия). Например, сказать: «Сегодня мы с вами более подробно поговорим о
…» и далее идет название вида
спорта, определенного для данного класса. В приведенной ниже таблице представлено
мое распределение видов спорта по классам, но каждый учитель может действовать
по своему усмотрению, внеся корректировки в некоторые задания.
класс
|
вид спорта
|
5
|
хоккей
|
6
|
кёрлинг
|
7
|
биатлон
|
8
|
бобслей
|
9
|
лыжный спорт
|
10
|
санный спорт
|
11
|
конькобежный спорт
|
Раздаточный материал для каждого
класса содержит краткую информацию об одном из видов спорта, которую при
желании каждый учитель может расширить, и математические задания для
выполнения, составленные на основе достоверной информации об этом виде спорта.Все задания рассчитаны на то, чтобы
вызвать интерес к информации, использованной при их составлении и побудить
учащихся познакомиться с ней или видом
спорта, к которому она относится, более подробно Последовательность заданий,
представленных в раздаточном материале, каждый
учитель может изменить по своему усмотрению, можно выбрать и использовать для
занятий только некоторые из предложенных заданий. Для удобства работы с материалом ко всем
заданиям приведены ответы.Типы заданий:
пояснения и комментарии
1. Даты, даты … .Этот блок содержит задания с числами, в результате выполнения которых
должна будет получиться дата, имеющая отношение к какому-то определенному виду
спорта.2. Олимпийский словарь.Этот блок служит для расширения
кругозора учащихся и пополнения их словарного запаса спортивными терминами,
некоторые из которых будут использоваться в последующих заданиях. В качестве
математических заданий для этого блока используются уравнения, тип которых
зависит от класса и вида спорта, выбранного для него.3. Задания, связанные
с обработкой информации(изучение спортивных сведений,
протоколов соревнований и другой документации). Этот блок содержит задания из
серии «Реальная математика»,
направленные на анализ и обработку различных спортивных данных. Этот вид
работы очень востребован в настоящее время, такого типа задания включают в ЕГЭ и ГИА, они актуальны в связи с внедрением в школах
нового ФГОС. Все документы, необходимые для выполнения аналитической работы,
содержатся в самих заданиях или в приложении к ним.4.
Различные задания, составленные на основе достоверной информации о
каком-то определенном виде спорта и подходящие по тематике и уровню для
соответствующего класса. |
класс | раздаточный материал
| скачать PDF
| 5
| Раздаточный материал для учащихся 5 класса. Вид спорта - хоккей на льду | S
| 6
| Раздаточный материал для учащихся 6 класса. Вид спорта - кёрлинг
| S
| 7
| Раздаточный материал для учащихся 7 класса. Вид спорта - биатлон
| S
| 8
| Раздаточный материал для учащихся 8 класса. Вид спорта - бобслей
| S
| 9
| Раздаточный материал для учащихся 9 класса. Вид спорта - лыжный
| S
| 10
| Раздаточный материал для учащихся 10 класса. Вид спорта - санный
| S
| 11
| Раздаточный материал для учащихся 11 класса. Вид спорта - конькобежный
| S
|
Материал для заключительной части урока (занятия) Для заключительной части урока (занятия) предлагаю индивидуальные карточки для устной
работы, оформленные в виде закладок серии «Знаменитые спортсмены». Такая форма выбрана не случайно, именно эти
карточки учащиеся смогут оставить себе на память о прошедшем занятии. Для закладок серии «Знаменитые спортсмены»
каждый учитель может выбрать героев спорта по своему усмотрению, а буквы в
таблице с заданиями просто поменять. Например, для учащихся 7 класса (вид
спорта – биатлон) я выбрала двукратного Олимпийского чемпиона Сергея Чепикова,
потому что он – наш земляк Темы для устной
работы в закладках серии «Знаменитые
спортсмены» смотрите ниже в таблице |
класс | Серия "Знаменитые спортсмены" - материал для устной работы | скачать PDF
| 5
| Тема "Действия с натуральными числами" Ответы. Владислав Третьяк, Валерий Харламов, Вячеслав Фетисов
| S
| 6
| Тема "Действия с десятичными
дробями" Ответы.
Анна Сидорова, Людмила Прививкова, Андрей Дроздов
| S
| 7
| Тема "Действия с рациональными числами" Ответы.
Уле Эйнар Бьёрндален, Ольга Зайцева, Сергей Чепиков
| S
| 8
| Тема "Квадратный
корень" Ответы.
Дмитрий Труненков, Александр Третьяков, Алексей Воевода
| S
| 9
| Тема "Степени и корни" Ответы.
Любовь Егорова, Лариса Лазутина, Екатерина Илюхина
| S
| 10
| Тема "Логарифмические выражения" Ответы.
Вера Зозуля, Екатерина Лаврентьева, Альберт Демченко
| S
| 11
| Тема "Значения тригонометрических функций" Ответы.
Лидия Скобелева, Ирина Роднина, Татьяна Аверина
| S
|
Материал для домашней работы
Для домашнего задания предлагаю карточки, оформленные в виде
закладок серии «Талисманы XXII зимних Олимпийских игр». Каждый ученик может выбрать себе карточку с
понравившимся ему талисманом, выполнить домашнее задание и оставить карточку на
память.
Принцип составления карточек.
№ 1 – задание на вычисление, ответом которого является число, обозначающее одну из дат проведения
зимних Олимпийских игр (распределение дат по классам и по вариантам см. ниже в
таблице). После того, как ответ примера будет получен, учащимся предлагается
собрать информацию об играх, состоявшихся в этот год, подготовить рассказ о них
для своих одноклассников и оформить материал для размещения на стенде или
сделать презентацию.
№ 2 – задание, посвященное виду спорта, который подробно
рассматривался в другом классе. Эти задания просто взяты из раздаточного
материала, сформированного для каждого вида спорта, поэтому ответы и комментарии
можно посмотреть там же. |
класс | Серия "Талисманы XXII зимних Олимпийских игр" - материал для домашней работы
| скачать PDF
| 5
| Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1924; 1928; 1932 | S
| 6
| Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1936; 1948; 1952 | S
| 7
| Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1956; 1960; 1964 | S
| 8
| Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1968; 1972; 1976 | S
| 9
| Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1980; 1984; 1988 | S
| 10
| Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 1992; 1994; 1998 | S
| 11
| Ответы к заданию № 1 (по вариантам): 2002; 2006; 2010 | S
|
Отзывы (последние)
15.02.14. Басурина И.,
г.Москва Лариса Владимировна! Спасибо Вам за проделанную работу и такой
интересный материал, который помогает всем учителям России. Мы, учителя
математики г. Москвы, гимназии №1590, решили воспользоваться Вашим материалом
из серии "Математика на Олимпийских играх" на предметной неделе
17.02-23.02. Спасибо, и низкий Вам поклон за Ваш нелегкий труд!!!
14.02.14. Кравченко О.В. Уважаемая Лариса Владимировна, здравствуйте. Последние два года черпаю у
Вас вдохновение. Ваши "наработки" просто клад для
учителя математики. СПАСИБО за очередные подсказки к сочинской
олимпиаде. Низкий Вам поклон и благодарность. Желаю Вам здоровья и
творческих успехов!
И еще некоторые ... »»»»»»»»
|
Десять страниц математики понятой лучше ста страниц, заученных на память и непонятых, а одна страница, самостоятельно проработанная, лучше десяти страниц, понятых отчётливо, но пассивно
Д. Юнг
Пишите:
gorinalw@yandex.ru
|